Поделиться:

Уставные документы


03 Ноябрь 2012

Положение о Технической инспекции труда Союза профсоюзов России (СПР) – общероссийского объединения профессиональных союзов

1. Общие положения.

1.1 Настоящее положение разработано на основании и в соответствии с федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний", "Об охране окружающей природной среды", Трудовым Кодексом и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области условий, охраны труда и окружающей среды и определяет основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда Союза профсоюзов России (СПР) (далее - техническая инспекция труда СПР) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей среды, защиты от профессиональных рисков, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях, в объединениях и организациях (далее - предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

1.2. Техническая инспекция труда СПР является уполномоченным представительным органом каждого из профессиональных союзов, представленных в СПР, она независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны труда на производстве, факторов профессионального риска, экологической безопасности; руководствуется в работе нормами  Конституции Российской Федерации, законами и иными правовыми актами РФ о труде, охране труда и окружающей природной среды,  Уставом СПР, Уставами профессиональных союзов, представленных в СПР, постановлениями Центрального Совета СПР, Положением о Генеральной инспекции (профсоюзной инспекции) труда СПР и настоящим Положением, защищает права членов профсоюзов СПР на всей территории Российской Федерации.

1.3. Техническая инспекция труда СПР является подразделением Генеральной инспекции (профсоюзной инспекции) труда СПР.

Настоящее положение, наряду с Положением о Генеральной инспекции (профсоюзной инспекции) труда СПР,  является правовой основой деятельности должностных лиц Технической инспекции труда СПР.

1.4. Техническая инспекция труда СПР, совместно с уполномоченными (доверенными) лицами первичной профорганизации соответствующего профсоюза СПР в организациях, образуют систему профсоюзного контроля в учреждениях, организациях и на предприятиях, где работают и обучаются члены профессиональных союзов СПР.

1.5. Техническая инспекция труда СПР взаимодействует с профсоюзными органами и иными представителями работников, Правовой инспекцией труда СПР, общественным активом, включая научные организации, специалистов по охране труда, организации ученых, общественных уполномоченных лиц по охране труда и совместные комиссии по охране труда на предприятиях.

1.6. Техническая инспекция труда СПР осуществляет свою деятельность в тесном контакте с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда и окружающей среды, Фондом социального страхования РФ, учреждениями медико-социальной экспертизы и правоохранительными органами.

2. Функции Технической инспекции труда СПР

 

Техническая инспекция труда СПР:

2.1.         Контролирует соблюдение законодательства об охране труда и окружающей среды;

2.2.         Контролирует выполнение норм и правил техники безопасности в технологических   процессах,   работу   во   вредных  и   опасных   условиях труда, создание безопасных условий труда, проведение мероприятий по профилактике производственного травматизма, обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, внедрение новой техники;

2.3.         Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;

2.4.         Принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2.5.         Беспрепятственно проверяет в организациях соблюдение требований охраны труда и вносит обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

2.6.         Получает информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

2.7.         Предъявляет работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

2.8                  Направляет работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

2.9. Обращается в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

2.10.    Разрабатывает предложения в Генеральное и иные двух – и трехсторонние соглашения и осуществляет контроль за их выполнением;

2.11.    Вносит предложения по совершенствованию законодательства и системы управления охраной труда,  надзора и контроля за охраной труда и экологической безопасностью;

2.12.    Принимает участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2.13.    Принимает участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывает их в порядке, установленном Правительством РФ;

2.14. Проводит согласованные действия по реализации основных принципов и направлений государственной политики в области охраны труда и окружающей среды совместно с профсоюзным активом, органами исполнительной власти, государственного надзора и контроля и органами местного самоуправления;

2.15. Участвует в формировании государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам охраны труда и природной среды;

2.16.    Оказывает консультативную помощь профсоюзным организациям  по вопросам охраны труда и экологии при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений;

2.17.    Совместно с профсоюзным активом контролирует правильность расходования средств общественных фондов по охране труда, а также средств. выделяемых на охрану труда и окружающей среды по коллективным договорам и соглашениям;

2.18.    Осуществляет проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

2.19.    Принимает участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

2.20.    Контролирует правильность и обоснованность предоставления льгот и компенсаций за работу при воздействии вредных и опасных производственных факторов и их соответствие действующему законодательству;

2.21.    Представляет интересы работников по исковым заявлениям в суде в защиту их прав на возмещение вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей и в других случаях ущемления прав работников на охрану труда и окружающей среды;

2.22.    Принимает участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

2.23.    Оказывает методическую и консультативную помощь первичным профсоюзным организациям профсоюзов СПР, их комиссиям,  уполномоченным по охране труда;

2.24.    Осуществляет связь со средствами массовой информации по пропаганде передового опыта и профилактике производственного травматизма, улучшению условий охраны труда, повышению экологической безопасности, а также по информированию населения о состоянии охраны труда и экологической обстановки на предприятиях и в регионе;

2.25.    Осуществляет выполнение иных задач в соответствии с  законодательством об охране труда и окружающей среды и Уставами профессиональных союзов СПР.

3. Организационное строение Технической инспекции труда СПР

3.1.     Техническая инспекция труда СПР формируется по территориальному принципу.

3.2.    Общее руководство Технической инспекцией труда СПР осуществляется Центральным Советом СПР и Генеральным инспектором труда СПР.

3.3. Разрабатывает Положение о Технической инспекции труда СПР, вносит предложения о дополнениях и изменениях в него избираемый ЦС СПР сроком на пять лет Генеральный инспектор труда СПР с предоставлением ему полномочий Главного технического инспектора труда СПР, оговоренных настоящим Положением.

3.4. Должностными лицами технической инспекции труда СПР являются:

  • Главный технический инспектор труда СПР;
  • технический инспектор труда СПР;
  • Главный технический инспектор труда профессионального союза, представленного в СПР;
  • технический инспектор труда профессионального союза, представленного в СПР;
  • Главный технический инспектор труда СПР (профсоюза СПР) по субъекту Российской Федерации (ФО);
  • технический инспектор труда СПР (профсоюза СПР) по субъекту Российской Федерации, иному территориальному образованию.

3.5.   Главный технический инспектор труда СПР утверждается и освобождается от должности распоряжением Генерального секретаря СПР или постановлением ЦС СПР по представлению Генерального инспектора труда СПР.

3.6. Главный технический инспектор труда СПР по субъекту Российской Федерации, другие должностные лица технической инспекции  труда СПР, утверждаются и освобождаются от должности распоряжением Генерального инспектора труда СПР по представлению соответствующего регионального координатора территориальных организаций профсоюзов, представленных в СПР или председателя соответствующего профессионального союза СПР.

3.7.    Должностные лица Технической инспекции труда СПР осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим положением и должностными инструкциями в тесном взаимодействии с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов о труде, в первую очередь - с Государственной инспекцией труда Российской Федерации (Рострудинспекцией) и ее территориальными органами.

3.8. Должностные инструкции должностных лиц Технической инспекции труда СПР разрабатываются и утверждаются Генеральным инспектором труда СПР.

3.9.  Должностные лица Технической инспекции труда СПР после назначения на должность, а также не реже чем раз в 3 года, проходят обучение и аттестацию по разработанной и утвержденной ЦС СПР программе.

3.10.  Местонахождение офиса должностного лица Технической инспекции труда СПР определяется соответствующим профсоюзным органом с учетом сложившейся практики.

3.11.  Технический инспектор охраны труда СПР непосредственно подчиняется руководителю соответствующей профсоюзной организации (союза).

3.12.  Руководитель соответствующей организации (союза) СПР вправе поручить техническому инспектору труда профсоюза, с учетом его знаний и практического опыта, выполнять отдельные функции и полномочия правового инспектора труда СПР.

3.13.  Должностные лица Технической инспекции труда СПР должны быть членами одного из профсоюзов СПР.

3.14.  Должностным лицам Технической инспекции труда СПР выдаются удостоверения установленного образца. Удостоверение заверяется круглой печатью и подписывается Генеральным секретарем СПР или Генеральным инспектором труда СПР.

3.15.     При прекращении полномочий должностного лица Технической инспекции труда СПР, его удостоверение изымается руководителем соответствующего органа СПР или ГИТ СПР.

3.16.     Финансирование деятельности должностных лиц Технической инспекции труда СПР осуществляется из денежных средств СПР и/или соответствующей организации СПР.

4. Главный технический инспектор труда СПР:

4.1.    Координирует деятельность Главных технических инспекторов труда СПР по субъектам Российской Федерации и других должностных лиц Технической инспекции труда СПР.

4.2.    Информирует Главных технических инспекторов труда СПР по субъектам Российской Федерации о новых нормативных правовых актах содержащих нормы трудового права.

4.3.    Разрабатывает рекомендации для Генеральной инспекции труда и ЦС СПР в целях повышения эффективности работы Технической инспекции труда СПР.

4.4.  Готовит предложения ЦС СПР о проведении семинаров-совещаний должностных  лиц Технической инспекции труда СПР по обучению и повышению квалификации.

4.5.   Обобщает ежегодные отчеты всех технических инспекторов труда на всех уровнях, составляет сводный ежегодный отчет и направляет Генеральному инспектору труда СПР и в ЦС СПР.

4.6.   Организует обучение и повышение квалификации должностных лиц Технической инспекции труда СПР.

4.7.         Разрабатывает предложения в Генеральное и иные двух - и трехсторонние соглашения и осуществляет контроль за их выполнением.

4.8.         Оказывает консультативную помощь профсоюзным организациям профсоюзов СПР по вопросам охраны труда и экологии при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений.

4.9.         Вносит предложения по совершенствованию законодательства и системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, экологической безопасностью.

4.10.    Принимает участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.11.    Принимает участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывает их в порядке, установленном Правительством РФ.

4.12.  Проводит согласованные действия по реализации основных принципов и направлений государственной политики в области охраны труда и окружающей среды совместно с профсоюзным активом, органами исполнительной власти, государственного надзора и контроля.

4.13. Участвует в формировании государственных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды.

5. Полномочия (права) должностных лиц

Технической инспекции труда СПР

Должностные лица Технической инспекции охраны труда СПР имеют право:

  • Представлять интересы членов профсоюзов СПР и профсоюзных организаций СПР в процессе разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
  • Беспрепятственно посещать организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения (рабочие места), в (на) которых работают члены профсоюзов СПР, для проведения проверок соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, охраны труда и экологической безопасности, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, о соблюдении норм трудового права работников в организациях.
  • Контролировать выполнение норм и правил техники безопасности в технологических процессах, работу во вредных и опасных условиях труда, создание безопасных условий труда, проведение мероприятий по профилактике производственного травматизма, обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, внедрение новой техники.
  • Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций.
  • Принимать участие, в том числе и в качестве членов соответствующий комиссий, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • При выявлении нарушений требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, охраны труда и экологической безопасности, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений  составлять акты  о нарушении норм трудового законодательства.
  • Осуществлять выдачу работодателям обязательных для рассмотрения в недельный срок требований об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав членов профсоюзов СПР и профсоюзных организаций.

•   Предъявлять   работодателям   требования   о   приостановке   работ   в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

  • Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности (дисциплинарной, административной и уголовной) должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в разработке законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

• Проводить согласованные действия по реализации основных принципов и направлений государственной политики в области охраны труда и окружающей среды совместно с профсоюзным активом, органами исполнительной власти, государственного надзора и контроля и органами  местного самоуправления.

• Участвовать в формировании отраслевых и региональных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды.

• Контролировать совместно с профсоюзным активом правильность расходования средств общественных фондов по охране труда, а также средств, выделяемых на охрану труда и окружающей среды по коллективным договорам и соглашениям.

  • Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • Контролировать правильность и обоснованность предоставления льгот и компенсаций за работу при воздействии вредных и опасных производственных факторов и их соответствие действующему законодательству.
  • Давать   разъяснения   профсоюзным   организациям   СПР   по вопросам трудового законодательства, прав и обязанностей членов профсоюзов СПР, действий должностных лиц и работодателя.
  • Проводить    экспертизу    действующих    и    проектов    заключаемых коллективных договоров и соглашений.
  • Участвовать в качестве экспертов в работе комиссий по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений.
  • Участвовать в примирительной комиссии и составе трудового арбитража при урегулировании коллективного трудового спора.

•  Представлять интересы работников по исковым заявлениями суде в защиту их прав на возмещение вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей и в других случаях ущемления прав работников на охрану труда и окружающей среды.

• Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

• Оказывать методическую и консультативную помощь профсоюзным организациям предприятий, их комиссиям, общественным уполномоченным лицам по охране труда.

  • Организовывать обучение и повышение квалификации уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза, членов местных комитетов, членов профсоюза, обеспечивать их нормативной документацией.
  • Осуществлять связь со средствами массовой информации по пропаганде передового опыта и профилактике производственного травматизма улучшению условий охраны труда, повышению экологической безопасности, а также по информированию населения о состоянии охраны труда и экологической обстановки на предприятиях и в регионе.

6. Заключительные положения

6.1.      Жалобы на решения, принятые техническими инспекторами труда СПР, рассматриваются соответствующими органами профсоюзов СПР. Окончательные решения принимает Генеральный инспектор труда СПР и ЦС СПР.

6.2.      Результаты инспектирования оформляются должностными лицами Технической инспекции труда письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:

•    представление формы 1-ТИ об устранении выявленных нарушений

законодательства по охране труда и окружающей среды (приложение № 1);

  • требование формы 2-ТИ о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда и окружающей среды (приложение № 2);
  • требование формы 3-ТИ о приостановке работ при непосредственной угрозе жизни и здоровью работников (приложение № 3).

6.3.  Должностные лица Технической инспекции труда ведут учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитываются перед соответствующей организацией СПР.

6.4. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, должностные лица Технической инспекции труда составляют ежегодные отчеты о своей работе.

6.5.   Должностные лица Технической инспекции труда несут ответственность за принимаемые решения, достоверность и объективность данных отчетов.

Назад