Поделиться:

Письма и обращения


Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину

Уважаемый Максим Анатольевич!

29 марта 2013 года опубликован Приказ Минтруда России от 30.10.2012 года № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее – Регламент) (источник – «Российская газета», № 68 от 29.03.2013).

Анализ вышеуказанного Регламента, проведенный генеральной инспекцией труда Союза профсоюзов России (ГИТ СПР), привел к выводу, что Регламент содержит ряд положений, не в полной мере соответствующих или противоречащих нормам законодательства РФ, что неизбежно приведет к сохранению элементов негативной практики в деятельности гострудинспекторов, нарушающих права обратившихся в Гострудинспекцию за защитой своих трудовых прав работников и их представителей – соответствующих профессиональных союзов.

Суть проблемы, которая может быть устранена внесением корректирующих изменений в Регламент, заключается в следующем. Ни практика предыдущей деятельности Гострудинспекции, ни Регламент не предусматривают:

Обязательное участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев и случаев профессиональных заболеваний представителей каждого профсоюза, члены которого работают у данного работодателя;

Обязательное участие в проверке заявлений о нарушениях трудовых прав соответствующего заявителя – работника или представителя его профсоюза;

Обязательное предоставление заявителю простых копий соответствующих предписаний и (или) актов государственных инспекторов труда;

Обязательное привлечение к судебному рассмотрению дел по обжалованию работодателями таких представлений соответствующих заявителей или их профсоюзов в качестве третьих лиц.

Нормами законодательства РФ, которым не полностью соответствуют или противоречат положения Регламента, являются, в частности:

п.6 ч.5 ст.216 ТК РФ: Статья 216. Государственное управление охраной труда.

Пп.3, 8, 9, 10 ч.1 ст. 219 ТК РФ: Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Ст.365 ТК РФ: «Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Чч.1, 3, 5, 6, 7 ст.370 ТК РФ: Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Ч.2 ст.19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: «Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Ч.3 и 4 ст.20 ФЗ «О профсоюзах…»: «Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды.

Ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: «Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд.

Очевидно, что отсутствие у заявителя информации о содержании представления гострудинспектора работодателю об устранении нарушений трудовых прав работника, выявленных по его заявлению в ГИТ, лишает гражданина возможности обоснованного обращения в суд с жалобой, предусмотренной как вышеприведенной статьей 2 Закона РФ, так и п.103 Регламента.

Очевидно также и то, что проведение внеплановой проверки по заявлению работника (профсоюза) без участия самого заявителя, не дает возможности для гострудинспектора полного и всестороннего рассмотрения вопроса, создает предпосылки для предположений о возможной необъективности и ангажированности гострудинспектора, противоправном давлении на него со стороны проверяемого работодателя.

В связи с вышеизложенным, основываясь на практике деятельности профсоюзных инспекций труда СПР и входящих в его состав общероссийских профсоюзов, принимая во внимание аналогичную позицию, отраженную в Резолюции по итогам слушаний в Общественной Палате РФ 27.04.2012 года
«О механизмах содействия расследованию несчастных случаев на производстве, предупреждению случаев умышленного нарушения работодателями норм охраны труда, стимулированию работодателей и работников к строгому соблюдению требований техники безопасности и норм охраны труда».

Исполнительный комитет СПР просит рассмотреть возможность внесения корректирующих изменений в Регламент, в том числе:

  1. П/п. 2 п.9 после слов «акта проверки соблюдения обязательных требований» дополнить: «А в случае проведения внеплановой проверки и направления копии данного акта заявителю (его представителю)»
  2. В п/п. 2 п.19 заменить слова «юридического лица» на «организации», поскольку, в силу ст.7 конвенции МОТ № 87 и ст. 8 ФЗ «О профсоюзах…», профсоюзные организации являются, как правило, организациями, действующими без приобретения прав юридического лица;
  3. П/п. 1 п.68 после слов «выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов» дополнить: «, уполномоченных лиц соответствующего профессионального союза»;
  4. П/п. 2 п.68 после слов «рассмотрение обращений граждан» дополнить: «представляющих их профессиональных союзов»; после слов «необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты» дополнить: «включая обеспечение защиты из трудовых прав и законных интересов профессиональными союзами»;
  5. П.71 дополнить: «При проведении внеплановой проверки опрос заявителя (его представителя) по существу его заявления и выяснения вопроса о наличии у него дополнительных материалов, относящихся к предмету проверки, является обязательным»;
  6. П/п.4 п.87 изложить в редакции: «Предписание оформляется в трех экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам надзорного дела, хранящегося в Роструде или его территориальном органе, третий экземпляр направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении соответствующему заявителю»;
  7. П/п. 2 п.105 дополнить: «Проверка полномочий профсоюзного органа не допускается»; (как запрещенная ч.1 ст.5 ФЗ «О профсоюзах…»).

Генеральный секретарь Е.А. Куликов

Назад