Заявления СПР

01 Декабрь 2023

Заявление Союза профсоюзов России по вопросам миграционной политики в Российской Федерации

В преддверии Международного дня мигрантов – 18 декабря, учреждённого по предложению Генеральной Ассамблеи ООН Союз профсоюзов России считает важным заявить свою позицию по вопросам рациональности, проводимой в нашей стране трудовой миграционной политики.

Для Российской Федерации вопросы миграции являются чрезвычайно актуальными и крайне болезненными. Как известно основными целями государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов и что на наш взгляд является наиболее важным – это обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

Согласно докладу ООН за 2020 год, Россия входит в пятёрку стран-лидеров по числу мигрантов, занимая четвёртое место в мире с более чем 12 млн. трудовых мигрантов.

Согласно опубликованным статистическим данным МВД России, за первое полугодие 2023 года в Российскую Федерацию въехало 11 млн. мигрантов. На миграционный учет было поставлено всего 9 059 787 человек. Количество действительных патентов на конец полугодия 2023 года составило 2 058 532. А уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность, всего поступило - 89 901 заявление. Вот такие вот официальные цифры. А остальные миллионы, желающих работать иностранных граждан спокойно растворились на территории нашей необъятной, но к сожалению - пустынной Родины.

И всё это на фоне каждый год неуклонного сокращающегося работающего коренного населения России. Например, еще в 2006 году в стране было более 90 млн трудоспособного населения. А число пенсионеров не дотягивало до 30 млн., то уже через 6 лет доля граждан, способных работать, упала до 87 млн, а количество пенсионеров выросло до 32 млн. И, наконец, предварительные итоги последних лет совсем не внушают оптимизма. Доля граждан на пенсии уже составляет более 37 млн человек, тогда как число работоспособных граждан снизилось до 82,2 млн человек.

С 2016 года в стране неуклонно растет смертность, а начиная с 2019 года показатель начал влиять на общую численность населения – с каждым годом количество жителей России падает. Наблюдается ежегодное снижение числа родившихся и повышение числа умерших.

Отсюда и стремление органов государственного управления, предпринимателей и особенно представителей крупного бизнеса увеличивать количество иностранной рабочей силы в стране, считая это экономически целесообразным. Об этом свидетельствуют публичные заявления должностных лиц разного уровня и утверждённые планы социально-экономического развития регионов России.

Союз профсоюзов России исходит из принципа равенства всех работников, трудящихся на территории РФ, которое включает в себя обеспечение законно находящимся в нашей стране трудящимся-иностранцам равенство их трудовых прав и обязанностей, распространение на иностранных работников положений соответствующих коллективных договоров и соглашений, права вступать в российские профсоюзы и пользоваться их поддержкой.  

Союз профсоюзов России считает необходимым предложить следующие меры по изменению осуществляемой государством текущей миграционной политики:

  1. Одной из основных причин острого миграционного кризиса является отсутствие в России системы государственного планирования, управления и контроля за внешними миграционными потоками, позволяющей учитывать реальные потребности региональных и местных экономик в иностранных специалистах и не допускать засилия низкоквалифицированной иностранной рабочей силы в регионах.
  2. Решение внутренних экономических проблем посредством увеличения миграционного потока ведёт к постепенному замещению коренного населения иноязычными и инокультурными мигрантами, размыванию исторических культурно-цивилизационных основ российского общества, а также к другим острейшим социальным и политическим проблемам. А в условиях проведения специальной военной операции, возможно и к увеличению террористической опасности.
  3. Нахождение на территории России иностранных граждан, граждан с отличной от исторически сложившихся на территориях культурных, ментальных, конфессиональных традиций не должно сопровождаться формированием культурно-национальных анклавов и пополнением рядов криминальных структур. Этот процесс должен подвергаться контролю как со стороны государственных, так и общественных организаций за соблюдением трудовыми мигрантами законов, обычаев и правил общежития и поведения, принятых на территории трудоустройства.
  4. Трудовая миграция должна сопровождаться предварительными мероприятиями по адаптации работника к культурным традициям, духовно-нравственным ценностями, законодательным нормам, этическим нормам и социально-общественным отношениям, сложившимся на территории будущего трудоустройства.
  5. Процесс трудовой миграции должен быть обусловлен посредническим участием профессиональной структуры, представляющей интересы наёмного работника во избежание удешевления стоимости рабочей силы, защитой интересов российских граждан на рынке труда, защитой трудовых прав работников-мигрантов, содействием рациональному использованию социальных фондов.
  6. Необходимо в рамках, БРИКС, ШОС и других межгосударственных структур экономического сотрудничества содействовать формированию профессиональных связей и взаимодействия национальных общественных объединений работников, содействовать унификации регулирования общественных отношений в сфере труда.
  7. В рамках международного сотрудничества по вопросам миграции в основе принимаемых решений должны лежать национальные интересы России и граждан России, а не косвенное содействие правительствам иностранных государств в сокращении масштабов и уровня нищеты в их странах.

01.12.2023 г.

Исполнительный комитет СПР