Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области рассмотрел иск Генеральной прокуратуры РФ об истребовании в собственность РФ Дворца труда в Петербурге. Суд признал право государства на объект, что станет основанием для аннулирования собственности ФНПР.
11(24) декабря 1917 года на заседании советского правительства (Совета Народных Комиссаров) был принят декрет о передаче здания Ксениинского института (размещался в здании бывшего Николаевского дворца с 1895 г.) в ведение Петроградского совета профсоюзов.
В советский период Дворец Труда стал центром профсоюзов, рабочим университетом. 13 марта 1919 года в работе 1-го Съезде сельскохозяйственных рабочих принял участие В.И. Ленин. При отражении наступления на Петроград белогвардейского генерала Юденича Дворец Труда стал мобилизационным центром рабочих полков, крепостью и штабом профессиональных организаций трудящихся. В здании перед трудящимися неоднократно выступали видные деятели Партии и Советской власти М.И. Калинин, Ф.Э. Дзержинский, С.М. Киров.
Во Дворце Труда работала типография, издавалась газета «Труд», ставшая в 1921 году общесоюзной. В период Великой Отечественной войны часть построек занимал военный госпиталь, здесь были организованы курсы медсестёр и сандружинниц.
Реанимация капиталистических отношений в стране в конце 80-х – начале 90-х г.г. в корне изменила политику руководства профсоюзов. Здания и сооружения, доставшиеся руководству ФНПР после разрушения государства трудящихся, утрачивали своё прежнее назначение, становились объектами предпринимательства.
Все профсоюзные санатории, профилактории, дома культуры и т.п. – тысячи объектов, во времена СССР находились в управлении Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС). В период реакционной перестроечной вакханалии и неразберихи объекты были незаконно оформлены ФНПР в свою собственность. ФНПР объявила себя наследницей ВЦСПС.
Эта собственность за счет последующей незаконной продажи и сдачи в аренду дала возможность безбедно существовать руководству и аппарату ФНПР в течении более 30 лет. Можно было даже не собирать профсоюзные взносы. Фактически лишив трудящихся доступных или бесплатных пансионатов и санаториев, ФНПР все эти годы громко заявляла с трибуны о защите прав и социальных гарантий трудящихся.
Дело дошло до того, что новые «хозяева» Дворца Труда под различными предлогами отказывали самодеятельным организациям трудящихся – советам, комитетам и профсоюзам в доступе в помещения дворца для проведения мероприятий.
Такая политика руководства ФНПР, в целом отвечавшая интересам класса работодателей, не избавляла их, однако, от споров с другими претендентами на собственность. Спор между деловыми людьми приобрел форму затяжного конфликта в форме судебных исков.
На данный момент, по сообщению издания https://www.fontanka.ru/2024/11/12/74327504/ суд признал право собственности на комплекс построек Дворца труда и разрешил считать решение по делу основанием для аннулирования записи о праве собственности на эти объекты Ленинградской федерации профсоюзов, входящей в ФНПР.
По мнению «Фонтанки», такая формулировка может говорить о частичном удовлетворении требований Генпрокуратуры. То есть, профсоюзы смогут размещаться во дворце и пользоваться им, но при этом ФНПР перестанет быть его собственником. Окончательные выводы можно будет сделать после публикации мотивировочной части решения суда, которое обычно происходит в течение нескольких дней.
В данном случае мы поддерживаем, хотя и запоздалые, действия Генеральной прокуратуры, и надеемся, что переданные государству объекты будут служить защите интересов трудящихся России.
Источник - Межрегиональный морской профсоюз