Как говорили мудрые философы древности, дважды в одну и ту же реку не войти. Опровергать этот постулат не будем. Но бывают случаи, когда неглупые вроде бы люди дважды наступают на одни и те же грабли. Хотя бы пронумеровали их что ли… Так получилось с руководством горэлектротранспорта, которые в течение нескольких лет «умудрились» дважды уволить работника и дважды областной суд отклонял приказы об увольнении.
Водителем электротранспорта Татьяна Николаевна Вострикова устроилась работать после спецкурсов в далёком 1994 году. Поначалу работалось легко и просто. Вникнув во все тонкости профессии, Татьяна Николаевна поняла, что предприятие входит не в лучшие времена, а страдают от этого простые работяги.
- C 2006 года я избрана председателем профсоюзной организации работников МУП «Городской электротранспорт» СОЦПРОФ (сейчас эта профорганизация входит в состав общероссийского профсоюза РПРиУ-СПР, прим сайта), - рассказывает Т.Н. Вострикова. - Возглавляю местный комитет этого профсоюза. Много лет работаю в сфере пассажирского транспорта, поэтому знаю все тонкости и профессиональные моменты работы транспортного предприятия. Когда в 2012 году начался процесс объединения автобуса, троллейбуса и трамвая, я встала на защиту трамвайного сообщения.
Первый раз Вострикову уволили в 2013 году. То ли руководство предприятия «напрягала» её активность в деле сохранения каждого вида городского пассажирского транспорта, то ли Татьяна Николаевна стала поднимать такие вопросы, которые были неугодны, в том числе и чиновникам администрации города. В итоге её уволили по приказу, в котором описали нарушение графика движения трамвая. А потом ещё и выяснилось, что неугодный работник и профсоюзный лидер «страдает» гипертонией 2 степени, то есть управлять транспортом не может.
- В итоге в ноябре 2014 года Липецкий областной суд отменил решение Левобережного суда, приказы МУП «Липецкпассажиртранс» признали незаконными. Меня восстановили в должности водителя трамвая, выплатили мне зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. В суде мне помогали В.В. Кулаков и В.Н. Тормышев Прошло ровно шесть лет, и история повторилась, - поясняет Татьяна Николаевна.
Что же предшествовало этому? Восстановившись на работе, Вострикова продолжила борьбу за сохранение троллейбуса, но этот процесс уничтожения уже был запущен. Троллейбусов в Липецке больше нет. Профсоюзный лидер продолжила работу. В этот период она оформила много различных заявлений и обращений, защищая интересы работников родного предприятия. Была инициатором нескольких встреч по вопросам сохранения и развития трамвайного сообщения в городе. Не раз писала нелицеприятные письма в надзорные органы.
Вот отрывок одного из таких обращений в следственное управление Следственного комитета РФ по Липецкой области:
«Опишу, какая ситуация сейчас сложилась внутри нашего предприятия. Если раньше обещали выручку от троллейбусов пустить на развитие трамвая, то этого так и не произошло. Профессиональный персонал весь разогнали. По сути, работать некому, зато начальников большой штат. На данный момент один слесарь и один электрик на смене. Аварийная служба сокращена. При любых нештатных ситуациях на линии приходится долго ждать ремонтников, которых заменяют слесари с путей, то есть не специалисты этого дела. А вагоны сходят очень часто, так как они плохо ремонтируются и уже давно исчерпали свой ресурс. Водителей не хватает. Диспетчера совмещают по несколько должностей, но эта нагрузка никак не отразилась на зарплатах людей.
Износ рельсов и подвижного состава – почти 100%. Деталей и запчастей для ремонта трамваев нет. И этот вопрос никак не решается. Эксплуатировать трамваи в дождливую погоду крайне опасно, так как протекают крыша кабины и самого салона. А водитель управляет трамваем под напряжением 600 вольт. Опасно так ездить и пассажирам трамвая.
Внутри вагонов полная разруха. Покраска салона внутри не производилась много лет. Зато вагоны оборудованы дорогостоящими видеокамерами, которые устанавливают только тем водителям, которые неугодны руководству. Это делается для того, чтобы иметь факты для дальнейшего наказания работников. …Во время руководства предприятием Гурьева была введена система планов, то есть за смену водитель должен привезти определённую сумму, иначе в итоге зарплату не получит. План явно завышен, так как пассажирский поток на трамвае не такой большой, как в автобусах. Чтобы в конце месяца получить зарплату, необходимо внести свои деньги в кассу. Эта порочная практика должна быть отменена. Получается, что водители и так работают в стрессовой обстановке, но ещё и ущемляются в зарплатах. Никто из водителей план не выполняет. Премии, выделенные во время пандемии, получили только работники администрации и то не все, а водители и другой персонал ничего не получили.
Безобразие и в графике работы. Кого куда поставят, туда и поедешь. В транспортном предприятии такого не должно быть. Несмотря на раздутый административный аппарат, водители не могут работать по нормальному графику».
Но вероятней всего последней каплей терпения руководства МУП стал тот факт, что Вострикова взялась за дельцов, которые открыто вывозили металл с территории предприятия. Она не только сама наблюдала этот процесс, но и фиксировала его на телефон, а также сообщила в правоохранительные органы.
Неоднократные обращения Востриковой к руководству предприятия, в надзорные органы и инспекцию по труду закончились «репрессиями» в её адрес. Посыпались приказы с наказаниями, выговоры, уведомления. Завершилось это, разумеется, увольнением.
- Некоторые работники администрации испытают ко мне личные неприязненное отношение, - делится Татьяна Николаевна. - Я не боюсь говорить им правду в лицо и защищать работников предприятия. Кроме этого я неоднократно обращалась с официальными заявлениями к главе города Липецка, в прокуратуру, в Госинспекцию труда в Липецкой области. Результатов никаких. При этом не дали мне спокойно работать.
Сейчас всё это Вострикова вспоминает с иронией. Она доказала, что уволили её незаконно и даже добилась возмещения морального вреда. В судах Татьяне Николаевне помогал член исполкома Союза профсоюзов России С.В. Храмов и его многолетний опыт борьбы и профсоюзной работы. Но и вторая заслуженная победа в суде – не итог всей этой истории. Госинспекция труда выписала постановление об административном наказании руководства МУП «Городской электротранспорт». Штраф небольшой, но он стал логическим завершением в этой истории.
Ветеран труда Татьяна Вострикова не строит иллюзий о том, что власти города и области обратят должное внимание на воссоздание электротранспорта в областном центре. Она продолжит работать водителем трамвая, надеясь, что руководство предприятия не начнёт в ближайшем будущем третью попытку увольнения.
Алина Старцева, депутат облсовета
«Ленинское знамя» (орган Липецкого обкома КПРФ), 21.01.2022