Две комиссии Ространснадзора с участием экспертов Минтранса России и Росморречфлота завершили расследование причин крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе 15 декабря 2024 года, которое привело к крупнейшему в истории загрязнению нефтепродуктами акватории и побережья Черного моря.
Комиссии установили, что основные причины аварийных случаев — невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания судов в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива.
В результате расследования установлено, что для танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» сезон плавания в Азовском море был ограничен до 30 ноября. В Керченском проливе танкер «Волгонефть-212» мог находиться до 30 ноября, а «Волгонефть-239» только до 20 ноября. Однако капитанами танкеров и судовладельцами указанные ограничения были проигнорированы.
Ространснадзор также установил, что экипажи судов не были укомплектованы квалифицированными кадрами в соответствии с правовыми актами Минтранса России: на танкере «Волгонефть-212» должно было работать три дипломированных судоводителя с правом занятия должностей, тогда как на судне находилось два судоводителя, и лишь один из них отвечал требованиям по дипломированию. Аналогичная ситуация выявлена и на танкере «Волгонефть-239».
Такое расследование выявляет стрелочников, но не называет коренных причин катастрофы. Выделим одну из них:
Эксплуатация плавсостава на речном флоте работодателями по плохой традиции гораздо грубее, чем в морском флоте. Больше ручного труда. Зарплаты такие низкие, что заставляют речников искать «обработку» и подработку, работать двумя сменами вместо трёх и т.д. Не говоря уже о том, что зимой приходится уходить в «межнавигационный» отпуск без содержания. Или соглашаться на зимний ремонт за меньшую зарплату, отмораживая себе руки и прочие места в неотапливаемом машинном отделении судна.
Хуже у речников снабжение и обеспечение, колпит и возможность отдыха в период отпуска. Всё это приводит к тому, что молодые кадры на речфлоте долго не задерживаются. Работодатель то и дело набирает в экипажи случайных людей со справками по объявлению. Нанимают господа на тяжёлую мужскую работу женщин и готовы нанимать несовершеннолетних.
Остающиеся на речфлоте неорганизованные в профсоюз работники со временем сводят нормальные человеческие потребности к минимуму, соглашаются с низким уровнем жизни и переработками.
Так происходит деградация и опустошение главной производительной силы квалифицированных речников - судоводителей, судомехаников и рядового состава. Такое положение не проходит бесследно. Гибель судов - не просто плохая погода, безответственность или злой умысел - но также и итог классового безволия работников, бесконечно «входящих в положение» работодателя, соглашающихся на переработки, хроническую усталость и «прожиточный минимум».
Межрегиональный морской профсоюз готов оказать помощь товарищам речникам в организации и исправлении ситуации. Контакты профсоюза - на сайте ММП.
Источник - VK.