Актуально

05 Октябрь 2022

О корпоративной культуре государственной службы в контексте стратегической задачи развития России

О корпоративной культуре государственной службы в контексте стратегической задачи развития России

Режим специальной военной операции (СВО) обнажил существенные противоречия, которые являлись тормозом социально-экономического развития страны и до СВО. Тотальное недоверие общества в отношении власти долгое время нивелировалось политическим фарисейством, именно по этой причине в нынешних условиях сложно формулировать аргументы для обоснования консолидирующей общенациональной цели. Без такой единой для общества и государства цели достижение согласия в вопросах обеспечения суверенитета и устойчивого социально-экономического развития страны труднодостижимо.

Но и движение к этой цели требует технологического обеспечения. Любое побуждающее послание или призыв политической власти государства к обществу требует не только имиджевого сопровождения, но и организационного обеспечения. У политической власти для этих целей есть ресурс – система государственной службы, более чем миллионная армия государственных и муниципальных служащих.

При этом статья 132 Конституции устанавливает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Из этой нормы возможно сделать вывод, что деятельность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих направлена на защиту интересов населения, т.е. общественных интересов. Тот факт, что служащие выполняют свою функцию от имени государства/ субъекта/ муниципалитета, позволяет предположить тождественность государственных интересов и интересов общественных.

Указанная норма Конституции в сочетании с нормами статьи 3 Конституции позволяют сделать последующее предположение о том, что общественные интересы отражены в самой Конституции России и в законах страны, в соответствии с которой эти законы и принимаются.

Но законы фиксируют отношения существующие, для проектирования будущего требуется модель/идеология на основе которой оцениваются отношения людей и формируются нормы, обеспечивающие устойчивое развитие общества и государства.

Тема общенациональной консолидирующей идеи требует отдельного разговора. Но, в этом контексте важным фактором выступает состояние системы государственной службы, что является непосредственным предметом интереса межрегионального профсоюза государственных и муниципальных служащих.

Основываясь на личном опыте членов профсоюза, являющихся государственными служащими, возможно сделать умозаключение о несоответствии морально-этической атмосферы в системе государственной службы задачам, которые приходится решать при достижении любой консолидирующей общенациональной цели. Есть основания полагать наличие расхождения между «формальной» и «неформальной» (включая «внеформальную») корпоративной культурой гражданской службы. Смысл расхождения состоит в том, что публично заявляемые ценности не всегда реально поддерживаются госслужащими, а также часто не отражаются в их практической деятельности. Служащий чаще ориентирован на служение своему руководителю, вышестоящей организационной структуре, нежели государству, субъекту, муниципалитету. Служебное поведение государственного служащего в такой ситуации ориентировано на политическую конъюнктуру, формируемую руководителем.

Международный кодекс поведения государственных должностных лиц устанавливает общие принципы, которые стоило бы взять на вооружение и отечественной системе государственной службы. Они таковы:

  • Государственная должность, как она определяется в национальном законодательстве, — это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства. Поэтому государственные должностные лица проявляют абсолютную преданность государственным интересам своей страны, представляемым демократическими институтами власти.
  • Государственные должностные лица выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами или административными положениями и со всей добросовестностью. Они постоянно стремятся к тому, чтобы обеспечить как можно более эффективное и умелое распоряжение государственными ресурсами, за которые они несут ответственность.
  • Государственные должностные лица внимательны, справедливы и беспристрастны при выполнении своих функций и, в частности, в своих отношениях с общественностью. Они никогда не оказывают какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу, не допускают дискриминации по отношению к какой-либо группе лиц или отдельному лицу, или не злоупотребляют иным образом предоставленными им полномочиями и властью.

Если такие принципы будут лежать в основе не только служебного поведения государственных служащих, но и их внутренних убеждений, то и сама система государственной службы станет механизмом, обеспечивающим с одной стороны эффективную коммуникацию с гражданским обществом, основанную на искреннем доверии, а с другой стороны, механизмом профилактики коррупции, формализма, непотизма внутри системы государственной службы.

Под коррупцией следует понимать социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Корыстные цели (корыстная заинтересованность) - стремление должностного лица получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в свою пользу или пользу других лиц, иную личную заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленного такими побуждениями как карьеризм, семейственность, желание скрыть свою некомпетентность и т.п.

Между политической составляющей власти и её исполнительным механизмом должна существовать определённая дистанция, позволяющая строить принципы несения службы, исходя из эффективности, профессионализма, компетентности, ответственности служащего.

Такие принципы должны генерировать и внедрять в систему государственной службы не только руководители, но и профессиональные объединения (ассоциации, профессиональные союзы государственных служащих).

Председатель межрегионального профсоюза государственных и муниципальных служащих

Олег Волков