14 Ноябрь 2025

ОБРАЩЕНИЕ конференции Независимого профсоюза горняков к Президенту Российской Федерации Путину В.В. «О восстановлении конституционно-закреплённого права граждан на вознаграждение за труд»


Уважаемый Владимир Владимирович,

Конференция, посвящённая 35-летию проведения 2-го съезда шахтёров СССР – учредительного съезда Независимого профсоюза горняков, обращается к Вам, как к гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, с предложениями о восстановлении, в системе действующего правового регулирования, конституционно-закрепленного права граждан на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Предыдущие обращения в Ваш адрес от организаций Независимого профсоюза горняков по данному вопросу, сотрудниками Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций были перенаправлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России). Хотя вопрос касался конституционно-закрепленных прав граждан и, по нашему мнению, как минимум, должен рассматриваться сотрудниками Вашей Администрации, которые обеспечивают деятельность Президента по правовым вопросам, чтобы они смогли выработать предложения по данному вопросу Президенту Российской Федерации.
Минтруд России, в своих ответах, к сожалению, даже не затронул поднимаемую проблему. Ответы Минтруда России были, по нашему мнению, отписками.

Так Минтруд России в своих ответах (№14-1/005-1283 от 12.03.2025; №14-5/005-1406 от 16.03.2025; №А26-06-293565449 от 16.04.2025) фактически признаёт, что трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление окладов (вознаграждения за труд за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат) и тарифных ставок (вознаграждения за труд при выполнении нормы труда определенной сложности или квалификации без учета компенсационных и стимулирующих выплат) в размере, меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Также Минтруд России полагает, что в соответствии со статьёй 133 ТК РФ, не вознаграждение за труд, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Вместе с тем, согласно статье 129 ТК РФ, заработная плата состоит из трёх частей: вознаграждения за труд, компенсационных выплат и стимулирующих выплат.

О том, что заработная плата состоит из трёх частей подтверждает и Конституционный Суд Российской Федерации. Который в своём Постановлении от 11 апреля 2019 г. № 17-П, установил, что: «заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты, так как согласно части первой статьи 129 ТК РФ,  заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты».

Тем самым Минтруд России, фактически, подтверждает, что в системе действующего правового регулирования не соблюдаются конституционно-закрепленное право граждан на вознаграждение за труд (часть третья статьи 37 Конституции), однако никаких действий по восстановлению этих прав в законодательстве  не предусматривает и не предпринимает.

До 1 сентября 2007 года взаимосвязанные положения  статей 129 и 133 ТК РФ  в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ,  устанавливали, что вознаграждение за труд – месячный размер тарифной ставки или оклада неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без включения в него компенсационных, стимулирующих или социальных выплат, не могли быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Что полностью соответствовало части третьей статьи 37 Конституции Российской Федерации – «Каждый имеет право […] на вознаграждение за труд […] не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

Данное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации».

В результате таких изменений, не вознаграждение за труд, а вся месячная заработная плата работника, включающая, согласно статье 129 ТК РФ вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), как теперь записано в части третьей статьи 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ.

Тем самым было нарушено конституционно-закрепленное право граждан на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Предприниматели (работодатели) начали включать в размер минимальной зарплаты работников, помимо вознаграждения за труд (месячного размера тарифной ставки или оклада), также компенсационные, стимулирующие и иные выплаты, устанавливать месячные тарифные ставки (оклады) ниже установленной государством величины МРОТ.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выносил решения по жалобам граждан, при конкретных нарушениях прав граждан на вознаграждение за труд. И исключил из состава минимального размера оплаты труда некоторые компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации, при принятии Постановлений от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П, от 16 декабря 2019 г. № 40-П, от 23 сентября 2024 г. № 40-П, сформулировал следующие конституционно-правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы:

- Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а значит, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления, что согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.

- Заработная плата работника, помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного), может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты, так как согласно части первой статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (Постановление от 11 апреля 2019 г. № 17-П).

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что федеральный законодатель правомочен, на основе на правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, определить размер тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (пункт 3 Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П).

Вместе с тем, Государственная Дума ФС РФ, к фракциям которой неоднократно обращался Независимый профсоюз горняков, а также Минтруд России игнорируют правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы.

Конференция Независимого профсоюза горняков обращается к Вам, как гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, с просьбой рассмотреть восстановить в системе действующего правового регулирования конституционно-закрепленное право граждан на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда:

- Восстановить действующие до  1 сентября 2007 года взаимосвязанные положения  статей 129 и 133 ТК РФ  в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, которые устанавливали, что месячный размер тарифной ставки или оклада неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без включения в него компенсационных, стимулирующих или иных выплат, не могли быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

- Или внести в Трудовой кодекс Российской Федерации положение о том, что месячные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не могут быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Восстановление конституционно-закрепленных прав граждан на вознаграждение за труд будут свидетельствовать о том, что в России не только провозглашено социальное государство (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7), а государственные органы на деле соблюдают  Конституцию Российской Федерации.

История показывает, что русский человек может простить власти её ошибки. А вот неготовность исправить эти ошибки  (не надо признавать публично, просто исправьте), не принимает. Не то, чтобы прямо побежит революцию устраивать. Нет, человек разочаруется во  взаимодействии с государством и в вере в него, просто начнёт жить в своей параллельной реальности.

Посмотреть документ


С уважением,
по поручению Конференции Независимого профсоюза горняков, 
Председатель Независимого профсоюза горняков

    
Сергеев А. А.