Поделиться:
75 лет Победе

Судебная практика


05 Декабрь 2019

Вышло весьма интересное Постановление Конституционного Суда РФ

Вышло весьма интересное Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 № 37-П

Для практического применения важны последний абзац на стр.12 и первый на стр.13.

"...Одновременно части пятая и шестая статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают полномочия профсоюзных инспекторов труда, обеспечивающие их деятельность по осуществлению общественного контроля за охраной труда и соблюдением работодателями требований трудового законодательства, прав и интересов работников, предоставляя право как профсоюзным правовым, так и профсоюзным техническим инспекторам труда беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей –индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения,и др..."

Конституционно-правовой смысл этого в том, что теперь профсоюзные инспекторы получают возможность указывать не только на свое право свободного доступа на предприятия, но и на обязанность директоров обеспечивать это право. Загвоздка заключалась в том, что "право" определялось ст. 11,19, 20 ФЗ О профсоюзах и ст.370 ТК РФ, а "обязанность", установленная ст.212 ТК РФ:

"Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда."

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

"…беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства …, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ). Выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства…, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)"

Но в ст.212 ТК речь идет не о профсоюзах, а об "общественном контроле".

Сегодняшнее Постановление КС установило тождество между профсоюзной инспекцией и общественным контролем!

Упоминание в Постановлении КС о нормах ФНПР связано только с тем, что истец работал инспектором труда в профсоюзе ФНПР - работодателе, и не ограничивает правоспособность инспекций труда СПР.

С.В. Храмов

Назад в раздел