От первого лица

10 Июль 2024

35 лет начала шахтёрских забастовок – уроки для настоящего

35 лет начала шахтёрских забастовок – уроки для настоящего

11 июля 2024 года состоится конференция «35 лет возрождению рабочего движения в стране», в которой примут участие очевидцы и активные участники не только июльских забастовок 1989 года, но и последующей борьбы шахтёров за свои интересы из Кузбасса, Донбасса, Сахалина, Воркуты и других регионов, а также, представители дружественных профсоюзов и общественности. Массовые забастовки шахтёров в июле 1989 г. были реакцией на неэффективное и неграмотное управление экономикой, и страной в целом, правящей партийно-хозяйственной номенклатурой (правящей бюрократией).

В рамках заявленной темы мне наиболее дискуссионным представляется тезис «уроки для настоящего и будущего». Для меня забастовочное движение не является теоретическим аспектом моих компетенций. Во-первых, моя многолетняя дружба с Независимым профсоюзом горняков позволяет считать себя частью вашего сообщества, что позволяет судить о событиях 1989 года вполне компетентно, во-вторых, профсоюз локомотивных бригад также вырос из забастовочного движения железнодорожников 1991 года и я, как иногда говорят, на своей шкуре испытал все прелести жёсткого противостояния и с начальством, и с властью.

Поэтому об уроках. Какие знания, умения, навыки, мировоззренческие и нравственные идеи мы, как носители опыта прошлого, можем передать поколению настоящему и завещать поколениям будущего? Один из моих коллег, участник забастовки железнодорожников, сформулировал своё эмоциональное восприятие событий тех лет, как «праздник человеческого достоинства». Полагаю, что в основе мировоззренческой и нравственной идеи борьбы человека за нормальные условия труда и жизни должно находиться чёткое понимание и ощущение человеческого достоинства.

Если судить объективно, то социально экономические условия жизни и условия труда за эти более чем 30 лет изменились существенно. Изменились где-то в лучшую сторону, где-то остались на прежнем уровне. Понятно, что внешние угрозы, которые существуют в отношении нашего государства, вынуждают крайне избирательно подходить к выбору методов защиты прав и законных интересов трудящихся – членов наших профсоюзов. Но мы же говорим не только о дне сегодняшнем, мы говорим о будущих перспективах для себя, для своих детей.

Что мы, как носители традиций справедливой борьбы за свои права, утратили за эти 35 лет? Мы утратили способность к самоорганизации, основанной на едином понимании человеческого достоинства. В России профсоюзное движение в целом находится в кризисе. И этому есть как объективные причины, такие как меняющийся технологический уклад, когда на смену предприятиям с большими трудовыми коллективами приходят небольшие организации с более высоким уровнем механизации, автоматизации и роботизации производственных процессов, так и субъективные: грамотная работа государственных менеджеров социально-политического управления по уничтожению свободных профсоюзов и поддержка номинальных профсоюзных структур, которые ограничены в своих действиях бременем собственности, находящейся под угрозой изъятия, а также, если верить официальной статистике, улучшение условий жизни людей вообще и наёмных работников в частности, что демотивирует к объединению для целей защиты своих интересов (на мой взгляд очень спорное утверждение. По сравнению с каким периодом времени, в каких отраслях и каких профессиях? Топ менеджер тоже наемный работник. В отдельно взятых компания без условно, но в целом я бы не стал этого писать. У нас идет реальное замещение коренного населения на трудовых мигрантов, причем неконтролируемое, что несомненно ведет к росту безработицы. Ну и т.д.). Это и некоторые другие, как позитивные, так и негативные факторы.

Но коллективная защита своих интересов, как самый эффективный инструмент достижения достойной жизни, по-прежнему сохраняет свою актуальность. Об этом свидетельствует и несправедливое неравенство по уровню доходов, в т.ч. по уровню оплаты труда. Об этом свидетельствует опережающий рост стоимости жизни по сравнению с уровнем доходов. Работники по-прежнему находятся в зависимом положении от работодателей, такое положение назвать «партнёрством» можно только с очень большой натяжкой. Функцию защиты интересов трудящихся сегодня имитирует монстр-симулятор профсоюзного объединения под названием ФНПР. Борьба за достоинство 35 лет тому назад отчасти стала причиной того, что чиновники в целях собственной безопасности и спокойствия сами выбрали себе социального партнёра, все инструменты партнёрства отдали в пользование этому фиктивному профобъединению, а в качестве намордника усмирения оставили ему профсоюзную собственность, некогда принадлежавшую всему профсоюзному сообществу СССР. Ни к РТК, ни к отраслевым или региональным соглашениям сегодня не допустят тех, условно говоря, кто стучал касками на горбатом мосту. Отсюда вопрос: прошлый опыт является позитивным или негативным для профсоюзного сообщества и для трудящихся?

Мы должны сформулировать идею коллективных действий и солидарности во имя человеческого достоинства адаптированную к современным реалиям. Сформулировать, переосмыслив результаты тех событий. Продвижение этой идеи и будет наставлением для настоящего поколения и для будущих поколений.

В массовом сознании позитивные изменения воспринимаются как заслуга политических субъектов, у людей не сформирована вера в собственные силы, вера в силу коллективных действий (точнее она уничтожена). Только ограниченному кругу рабочих и профсоюзных активистов понятны многие причинно-следственные связи между событиями 35 летней давности и последовавшими изменениями (кстати не во всём позитивными).

Мы вряд ли осилим влияние на всё гражданское общество в России, но стать значимым субъектом в воспитании нового поколения профсоюзного сообщества сможем.

В противном случае стоит положиться на слова Василия Ключевского о том, что «история - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Генеральный секретарь СПР

Евгений Куликов