От первого лица

04 Декабрь 2024

Да, всё сложно, но мы прорвёмся

Да, всё сложно, но мы прорвёмся

Продолжающаяся три года специальная военная операция (СВО). Экономическая и информационная война против России коалиции стран во главе с США. Социально-экономические процессы внутри страны: инфляция, недоступность кредитов для бизнеса и населения, рост цен и т.п. Всё это создаёт у многих определённую молчаливую тревожность.

При этом явного недовольства как такового не проявляется. Все действительно всё понимают, эффект сплочения общества сохраняется. Даже если транслируемая медиакартинка иногда, мягко говоря, не соответствует наблюдаемой реальности.

Вместе с тем, когда и в каком состоянии мы выйдем из этого положения, волнует многих, наверно, каждого. Выскажу несколько соображений по вопросам современности. В юридических рамках, в которых сейчас разрешено говорить и писать.

На самых разных этапах своего развития человечество соперничало. За землю, за ресурсы, за идеологию. Государства продвигали свои собственные интересы, свои собственные принципы и свои собственные идеи, военными или иными способами.

Лишь несколько последних десятилетий между государствами, особенно крупными, поддерживались отношения мира и преимущественно отношения сотрудничества.  И то, на основе идеологии глобализации, продвигаемой США.

Сейчас мир, где-то с 2014 года, в очередной раз в истории, пришел в движение. Опять началось соперничество, причем доходящее до уровня сегодня пока что опосредованной войны между великими державами.

Начался глобальный мировой кризис.

Кто-то из экспертов называет это борьбой за миропорядок между силами гегемонии и силами, противостоящими гегемонии. Кто- то – фазовым кризисом современной цивилизации. А кое-кто сравнивает нынешний кризис даже не с кризисом 20 века, который разрешался в двух мировых войнах, а с крахом Римской империи – когда тогдашний «цивилизованный мир» на несколько веков «погрузился в тёмные века».

Украина в этом процессе является лишь одной из конфликтных точек. Поэтому любые представления «дойдём до Киева/Львова – и проблема решится» наивны. Окончание СВО, как бы она ни завершилась, не будет завершением мирового кризиса, в который мы вошли.

История человечества показывает, что конфронтация такого рода (противостояние в политической, экономической, военной, идеологической и других сферах) за пару десятков лет не заканчивается.

Поэтому не стоит ожидать, когда это всё (СВО, конфронтация в мире, социально-экономические процессы внутри страны и т.п.) закончатся. Стоит настраивать себя готовиться и учиться жить в эпоху перемен.

В отдалённом будущем мир пройдёт через этот кризис. И государства, которые останутся в том соотношении друг с другом, в котором они будут на тот момент (когда мир пройдёт через эпоху кризиса), установят новые нормы отношений между собой и в мире.

Уверен, что Россия будет в числе ведущих в этом длительном процессе.

Каковы же тенденции (направленности) имеются в переходный период, в котором мы находимся. Отмечу лишь два момента.

Первое. Растёт неравенство доходов и богатства во всех странах. Эксперты оценивают, что неравенство в доходах и богатстве растёт повсеместно: в одних странах резкий рост неравенства (включая США, Россию и Индию), в других (европейские страны и Китай) рост относительно меньший.

По их оценкам, в настоящее время в большинстве регионов мира 10% самых богатых людей контролируют примерно от 60% до 80% всего богатства.

Это происходит в результате неолиберальной социально-экономической политики большинства стран, которая ориентирована на верхние слои населения, в ожидании того, что деньги «просочатся вниз» и все остальные тоже выиграют.

В России, наверно, в силу объективных внешне и внутриэкономических причин, проблема не равенства доходов и богатства не решаемая пока задача.

Вместе с тем, тревожно, что в России продолжается неолиберальная социальная политика. Даже публично не обсуждаются основные механизмы перераспределения доходов – справедливый размер минимальной заработной платы и формирование обоснованной системы вознаграждения за труд.

Второе. Продолжается повсеместная цифровизация – процесс перехода на цифровые технологии.

Она уже широко применяется не только простыми людьми и бизнесом, но и различными мошенниками.

Потенциал цифровизации и глобального информационного пространства также используют и государства. В том числе в целях анализа и изменения поведения общественно значимых групп (в некоторых странах всего общества в целом).

Вернее, используют закрытые группы элиты, которые и сейчас успешно, хотя и не безраздельно, владеют властью в странах.

Приведу лишь два примера такого использования глобального информационного пространства и цифровизации:

- создание для значительной части западных обществ альтернативной реальности, в которой «демократический мир» противостоит «агрессивной тоталитарной России»;

- внедрение в Китае «рейтинга социального доверия» (проект оценки граждан и организаций, который определяет их степень «благонадежности»).

Не думайте, что у нас в России не занимаются: сбором данных; статистикой; просчётом взаимосвязи тех или иных явлений и корректировкой восприятия обществом политики и экономической среды.

Мы живём как в стеклянной комнате, и «Большой брат следит за тобой».

Конечно, сложно жить в эпоху перемен. При том, что Россия довольно точно сформулировала, чего она не хочет, но позитивная структура русского будущего пока неясна.
На вопрос: «что же делать» посоветую:

1) Старайтесь быть всегда на позитиве. Иначе негатив сожжёт вашу Душу.

2) Настраивайтесь жить, строить и созидать.

3) Берегите хороших и порядочных людей.

4) Выстраивайте горизонтальные связи, в том числе через профсоюз. С теми, кто не только разделяет ваши взгляды, но и кто может вместе с вами эти взгляды воплотить в жизнь.

5) Если вам вдруг покажется, что все вокруг плохо, вернитесь к пунктам 1) и 2).

Да, всё сложно, но мы прорвёмся. Это доказывает тысячелетний опыт нашего народа.

Александр Сергеев,

Председатель Независимого профсоюза горняков (НПГ)