Российским аэропортам грозит дефицит авиадиспетчеров и другого обслуживающего персонала.
Российские аэропорты в ближайшее время могут столкнуться с массовыми увольнениями авиадиспетчеров и другого обслуживающего персонала. Об этом корреспонденту «Труда» сообщил президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД РФ) Сергей Ковалев.
Спросите, какое это имеет отношение к нам, пассажирам? Напомню вам про катастрофу над Боденским озером летом 2002 года, когда в небе столкнулись грузовой Boeing-757 и пассажирский Ту-154. В ходе разбирательства выяснилось, что та трагедия, унесшая жизни 71 человека, в том числе 52 детей, случилась из-за ошибки диспетчера Петера Нильсена, который не сумел предотвратить роковое сближение воздушных судов. Вопреки всем правилам, швейцарский диспетчер в кабине на тот момент оставался один, подстраховать было просто некому.
А если диспетчеров не станет вообще? И что будет, если после ухода «небесных дирижеров» начнут закрываться центры обслуживания воздушного движения на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке? И там, где другого транспорта просто нет? А ведь подобная ситуация вполне реальна. Обслуживающий гражданскую авиацию наземный персонал теряет надежду на положенную компенсацию зарплат, которую люди не получают уже несколько лет. Дошло до того, что после смены авиадиспетчерам приходится подрабатывать курьерами и таксистами.
Трехмесячные переговоры между работодателем в лице ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и единым представительным органом работников по заключению коллективного договора, который должен вступить в силу с 1 апреля, фактически провалились. Стороны сформировали протокол разногласий, куда вошли десятки несогласованных пунктов по условиям труда работников. Так, заработная плата индексировалась на 0,5% в последние четыре года, хотя фактическая инфляция держалась где-то рядом с двузначными показателями. С 1 апреля работодатель обещает индексацию на 4,5%, хотя даже официальная инфляция выше более чем вдвое.
Неудивительно, что такое положение дел не устраивает работников. Потому профсоюз продолжает добиваться у работодателя заключения единого для отрасли коллективного договора.
Пока же действуют договоры по филиалам. В них сегодня закреплены выплаты в шесть зарплат при выходе на пенсию диспетчеров, имеющих стаж 25 и 30 лет. Работодатель настаивает на ликвидации этой компенсации. Не считаясь с тем, что если в разногласиях останется этот пункт, то число уволившихся из отрасли может дойти до 3,5 тысячи сотрудников, что грозит закрытием некоторых центров обслуживания воздушного движения.
— Профсоюз сегодня настаивает на установлении доплат молодым кадрам, которых отрасли остро не хватает, — объясняет Сергей Ковалев. — Потенциальные диспетчеры знают о деструктивных мерах работодателя и выбирают себе другую специальность.
Уже упало число желающих поступать в профильный Красноярский авиационно-технический колледж. Лет пять назад в это престижное учебное заведение был конкурс около 10 абитуриентов на одно место, а прошлым летом желающих стало втрое меньше.
У диспетчеров, инженеров и техников есть страхование от потери трудоспособности, в том числе полной. Это частичная оплата 30% работнику и 70% за договор страхования работодателю. Сейчас работодатель решил на этом сэкономить, в то время как прибыль корпорации возросла в 10 раз. Профсоюз предлагает для молодых специалистов сделать доплату 10% к окладу, что было нормой до 2019 года. Однако работодатель против.
— Получается, руководство и старшее поколение наказывает, и младшему дорогу перекрывает, — разводит руками собеседник. — В Калуге, допустим, зарплата высококвалифицированного диспетчера — в районе 100 тысяч рублей, а молодой специалист приходит на половину этой суммы. Развозчик пиццы получает вдвое больше. А ведь ему, в отличие от авиадиспетчера, не приходится каждый год проходить медицинскую комиссию, экзамены сдавать и лицензию подтверждать.
Самое удивительное в этой истории то, что и Сергей Ковалев, и руководитель госкорпорации Андрей Булин — оба в прошлом диспетчеры. Последний некоторое время даже был в профсоюзе вице-президентом. Уж ему-то должно быть понятно, чего стоит труд авиадиспетчера.
— Наша работа — это высочайшая ответственность, дисциплина, принятие решений во время потенциальных конфликтных ситуаций, — наставляет своих подопечных авиадиспетчер с 30-летним стажем, ныне ректор Красноярского авиационно-технического колледжа Евгений Прокачев. — Такие же качества требуются от экипажа. Однако летчик отвечает за своих пассажиров, а диспетчер управляет одновременно десятком бортов.
Остается добавить, что за последние пять лет существенно ухудшились условия труда авиадиспетчеров: закрыта программа поддержки молодых специалистов, отменены доплаты за вредные условия работы, изучение английского языка, компенсация за аренду жилья. Сокращен по инициативе госкорпорации по ОрВД «золотой парашют» для работников, выходящих на пенсию, который составлял 12 заработных плат.
Вчера, 20 февраля, нам стало известно, что трудовой конфликт принял неожиданный поворот. Работодатель обратился в прокуратуру с требованием призвать к ответу профсоюз авиационных диспетчеров, который отстаивает интересы наемных работников. Редакция будет следить за перипетиями этой показательной истории.
Источник - Труд