30 октября профсоюз “Объединенные рабочие автомобильной промышленности” (UAW) в США объявил, что беспрецедентная забастовка, которая длилась полтора месяца, закончена. Достигнуто предварительное соглашение с General Motors (GM) - последним автоконцерном из “Детройтской тройки” (соглашения с Ford Motor и Chrysler Stellantis профсоюз уже заключил). Лидер UAW Шон ФЕЙН заявил, что, несмотря на противодействие концернов, удалось одержать “одну из самых ошеломляющих побед” и добиться рекордного повышения зарплат работникам.
ОШЕЛОМЛЯЮЩАЯ ПОБЕДА
“Мы искренне верим, что наша забастовка выжала из GM все, до последнего гроша. Они недооценили нас. Они недооценили вас”, - заявил президент UAW Шон Фейн в обращении к работникам. Он назвал соглашения с автогигантами “поворотным моментом в классовой войне, которая бушует в стране последние 40 лет”.
Профсоюз официально приостановил забастовку, сообщает Reuters. Но предстоит еще ратификация соглашения в профсоюзе. По словам Фейна, к заключению сделки с GM привело решение профсоюза нанести “нокаутирующий удар” по ключевому заводу по производству двигателей в Спринг-Хилле, штат Теннесси. И GM согласился на примерно такое же повышение зарплаты, какое было ранее согласовано с двумя другими автопроизводителями. Зарплата работников со стажем вырастет на 33%, пенсионеры получат 2500 долларов в виде пяти выплат до 2028 года. Именно пенсионные выплаты были камнем преткновения в переговорах UAW с компанией GM, у которой больше пенсионеров, чем у Ford или Stellantis.
Соглашение отменяет многолетние усилия GM по созданию низкооплачиваемых групп работников на заводах по производству комплектующих, складах запчастей и предприятиях по производству аккумуляторов для электромобилей. Некоторым категориями таких работников зарплата будет повышена аж на 89%. Кроме того, ограничивается использование низкооплачиваемых временных работников: “Мы захлопнули дверь, через которую в GM появлялся постоянный низший класс временных работников”, - сказал Фейн. Новый контракт обойдется GM в 7 млрд долларов в течение четырех с половиной лет из-за более высоких затрат на рабочую силу, сообщили Reuters два источника.
Соглашения с Ford и Stellantis будут действовать до 30 апреля 2028 года и предусматривают повышение зарплаты сотрудникам сборочных предприятий на 25%. Помимо этого Ford возобновляет индексацию зарплат в соответствии с показателем стоимости жизни (UAW в 2009 году согласился приостановить индексацию из-за Великой рецессии). А на днях компания Ford заявила, что добавит к затратам на рабочую силу от 850 до 900 долларов за автомобиль. “Члены UAW в Ford получат в виде общего повышения зарплаты за следующие 4,5 года больше, чем мы получили за последние 22 года вместе взятые”, - сказал Чак Браунинг, вице-президент UAW.
В Stellantis рабочие будут получать зарплату, соответствующую прожиточному минимуму, что приведет к ее повышению на 33%, а ведущие работники сборочного завода будут зарабатывать больше 42 долларов в час (сейчас самые высокооплачиваемые работники зарабатывают около 31 доллара в час). Кроме того, начальная зарплата новых сотрудников вырастет на 67% и превысит 30 долларов в час. Временные работники получат повышение на 165%, а работники центров запчастей - на 76%. В компании также возобновят индексацию зарплат в соответствии с показателем стоимости жизни.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
15 сентября началась серия забастовок, к которым в конечном счете присоединилось около 50 тыс. рабочих из почти 150 тыс. членов UAW в детройтских компаниях-автопроизводителях. Стратегия эскалации забастовки обошлась “Детройтской тройке” и поставщикам в миллиарды долларов.
Эксперты и лидеры мнений оценили профсоюзную победу как весомую заявку на то, что с профсоюзом придется считаться.
“Это больше, чем история автомобильной промышленности; это сигнал для всей страны о том, что рабочие, объединенные в профсоюзы, могут потребовать и получить значительное повышение зарплаты”, - сказал Патрик Андерсон из Anderson Economic Group.
“Это больше, чем история автомобильной промышленности; это сигнал для всей страны о том, что рабочие, объединенные в профсоюзы, могут потребовать и получить значительное повышение зарплаты”, - сказал Патрик Андерсон из Anderson Economic Group.
Поддержку UAW получил на самом высоком уровне - от президента США Джо Байдена, чего в истории США еще не случалось. Кроме того, политики обеих партий высказались в поддержку профсоюза, а его борьба была хорошо воспринята американскими гражданами.
“Это историческое соглашение - свидетельство способности профсоюзов и коллективных переговоров создавать сильные рабочие места для среднего класса, одновременно помогая нашим самым знаковым американским компаниям процветать”, - сказал Байден.
В свою очередь, сами автопроизводители и некоторые аналитики заявили, что из-за этих сделок “Детройтской тройке” будет сложнее конкурировать с лидером электромобилей Tesla и иностранными брендами, чьи работники не входят в профсоюз, - с такими как Toyota Motor. Но профсоюз это не смущает. На волне успеха UAW заявил, что намерен организовать рабочую силу на предприятиях других автопроизводителей и провести в 2028 году переговоры с “Большой пятеркой”, а то и “Большой шестеркой”:
“Одна из наших главных целей, вытекающих из этой исторической победы, - организоваться так, как мы никогда раньше не организовывались, - заявил президент UAW Шон Фейн. - Когда мы вернемся за стол переговоров в 2028 году, это будет не “Большая тройка”, а “Большая пятерка” или “Большая шестерка”. Мы показали компаниям, американской общественности и всему миру, что рабочий класс еще не закончил борьбу. На самом деле мы только начинаем”.
Чтобы организовать рабочих других автогигантов, UAW придется столкнуться с большими препятствиями. Особенно это касается иностранных компаний, чьи заводы находятся на Юге США: Toyota, Hyundai, Honda, Volvo, Mercedes, BMW, Nissan и Volkswagen, а также Tesla, у которой есть заводы, не охваченные профсоюзом, в Калифорнии и Техасе. Чтобы добиться своей цели, UAW придется преодолеть ожесточенное сопротивление руководства компаний, слежку за сотрудниками, неблагоприятное трудовое законодательство, а также сопротивление политических лидеров Юга, враждебно настроенных к профсоюзам.
Дело в том, что из-за меньшего количества правил, из-за налоговых льгот и антипрофсоюзных законов на Юге США многие автопроизводители в последние десятилетия туда переехали, ведь там можно нанимать более дешевую рабочую силу. В каждом южном штате действуют “законы о праве на труд”, которые позволяют работникам отказаться от уплаты взносов профсоюзу, даже если они получают выгоду от профсоюзных соглашений. Это подрывает финансовые ресурсы профсоюза.
Многие южные политики открыто выступают против профсоюзов. Так, губернатор Теннесси Билл Ли в 2019 году посетил завод Volkswagen, чтобы призвать рабочих отказаться от профсоюза.
А бывший губернатор Южной Каролины Никки Хейли, ныне претендентка на пост президента США, заявила в 2015 году, что она “разрушила профсоюзы”, завлекая автопроизводителей в штат: “Мне нравится, что мы являемся одним из наименее профсоюзных штатов в стране... У нас нет профсоюзов в Южной Каролине, потому что нам не нужны профсоюзы в Южной Каролине... И мы дадим профсоюзам понять, что они не нужны, не нужны и не приветствуются”, - говорила она.
По мнению экспертов, UAW может быть проще организовать в профсоюз сотрудников Volkswagen и других европейских автопроизводителей, таких как BMW и Mercedes-Benz, чем автопроизводителей из Азии. Но особенно трудно профсоюзу придется с Tesla, которая контролирует около 60% рынка электромобилей США. Илон Маск, владелец Tesla, является ярым противником профсоюзов: Национальный совет по трудовым отношениям неоднократно обвинял его в незаконной или неправомерной антипрофсоюзной деятельности.
“Tesla станет самой большой и публичной битвой, учитывая, что мы можем ожидать тотального сопротивления Илона Маска”, - приводит CNN слова Харли Шайкен, почетного профессора Калифорнийского университета в Беркли.
Однако эксперты полагают, что даже если профсоюз потерпит неудачу в попытках объединить работников на других автопредприятиях, ситуация с забастовкой на заводах “Большой тройки” может заставить автопроизводителей, не признающих профсоюзы, упреждающе повысить зарплату и льготы работникам. Так, Toyota после этих событий уже повысила зарплату на 2,94 доллара (до 34,8 доллара) в час для производственных рабочих и на 3,7 доллара (до 43,2 доллара) в час для квалифицированных рабочих.