В Независимом профсоюзе «Новый труд» (НПНТ) начали составлять рейтинги платформ по степени дружественности к самозанятым работникам. Первый рейтинг касается компаний, предоставляющих курьерские услуги. Для его подготовки члены НПНТ на протяжении февраля т.г. работали курьерами в Москве.
Напомним, независимый профсоюз «Новый труд» создан осенью прошлого года. Его задача – защита прав самозанятых и работников платформенной экономики, то есть, тех, кто осуществляет занятость при содействии цифровых агрегаторов и платформ и пока еще не попадает под защиту существующего трудового законодательства. По данным ФНС России, в стране насчитывается более 10 миллионов самозанятых, и эта цифра будет только расти.
Такие неофициальные трудовые инспекции – одно из важнейших направлений деятельности НПНТ. Они позволяют лично оценить условия работы, с которыми сталкиваются самозанятые. Цель проверок – не “подставить” площадку, а помочь ей стать эффективней, причём с точки зрения именно самозанятых.
С 2023 года профсоюз проверил условия труда на складах маркетплейсов, в службах пешей доставки, в пунктах выдачи заказов и рассмотрел, с какими трудностями сталкиваются самозанятые педагоги-репетиторы, работающие через платформенные агрегаторы. Одной из популярнейших вакансий на рынке труда является позиция самозанятого автокурьера для маркетплейсов.
При составлении рейтинга учитывались комфортность работы, возможность заработать, график, условия труда и рентабельность.
Среди положительных моментов инспектор отметил возможность хорошо заработать за один рабочий день, когда есть заказы. На крупных складах есть комплектовщики, адреса, по которым осуществляется развоз товара, можно подобрать самостоятельно – с учетом удаленности друг от друга. Положительно отмечена компенсация за питание (пусть и небольшая), медкнижку и налог.
Самым тяжелым проверяющему показалась многофункциональность — можно потратить много времени на самостоятельную комплектацию заказов. У ПВЗ бывают очереди из курьеров, то есть - теряется рабочее время. Система устроена так, что покупателю для бесплатной доставки выгодно заказать как можно больше. Поэтому курьер целый день сталкивается с тяжелым физическим трудом и сильно устает. Положительный момент — минималка за смену все равно выше, чем в большинстве служб доставки.
В качестве положительного момента указана возможность выбрать временной слот или отменить смену, пусть даже и за определенный срок (иначе штраф). Есть компенсация за уплату налога. Психологически выматывает необходимость постоянно находиться в режиме постоянного «тайминга» – в организации действуют бонусы за скорость и штрафы за опоздание. Оплата за полный рабочий день – средняя (по сравнению с другими службами доставки).
Положительные моменты – отсутствие собеседований и завышенных требований к водителю, гибкий график работы, когда курьер сам контролирует вес заказа, время его выполнения, расстояние и часы работы. Существенный минус, по словам инспектора — нестабильность в плане заказов. Также отсутствуют компенсации, а техподдержка в спорных ситуациях всегда встает на сторону заказчика. Раздражает и высокая комиссия платформы.
Больше всего нареканий вызвала работа автокурьером в «Магните». Много жалоб на систему принятия заказов, где не учитываются погодные условия, пробки и пр. Недостаточно эффективно работает техподдержка. Заказы недорогие, условия не всегда адекватные. «Нервная работа с минимальным заработком», - считает инспектор.
По словам представителей «Озона», на сегодняшний день с ними сотрудничает более 12 тысяч курьеров. Они сами формируют свой график, выплаты получают еженедельно, а их доход зависит от объема посылок, который регулярно растет.
В пресс-службе компании отметили, что большинство их партнеров – автокурьеры, «поэтому нам важно их знание и соблюдение ПДД, а также скорость реакции и здоровье. С кандидатами мы проводим тесты на вождение, а для партнеров гарантируем медицинский чекап перед каждой сменой. Эти процедуры необходимы, поскольку работа курьера сопряжена с большой ответственностью, и для нас важно обеспечить безопасность как наших партнеров, так и клиентов».
При этом занятость в курьерской службе не ограничивает партнеров — многие совмещают ее с образованием или рассматривают как подработку. Это логичное развитие рынка, которое создает новые рабочие места и направления специализации, отметили в «Озоне».
Как рассказали в службе «Достависта», «мы, прежде всего, платформа, в которой может зарегистрироваться любой человек и получать доход уже сегодня». Регистрация проходит полностью онлайн, нет необходимости приезжать в офис и подписывать документы.
К плюсам работы в компании отнесена возможность самостоятельного выбора: от способа доставки (на общественном транспорте/своем авто- или грузовом автомобиле) до самого заказа. Последнее – вариант достаточно редкий: практически все сервисы заказы обычно назначают. «Курьеры Достависты сами выбирают заказы, исходя из их удобства, цены и других факторов (например, вы можете выбрать заказ по дороге на учебу или работу)», - отмечают в компании.
В пресс-службе Достависты прокомментировали замечания по итогам инспекции: «Мы прежде всего платформа и никак не влияем на количество заказов, которые создают наши клиенты. Однако если посмотреть год-к-году, то количество заказов выросло. Кроме того, согласно алгоритмам нашего сервиса, курьер видит только заказы в непосредственной близости от него. Мы всегда рекомендуем сменить локацию для получения доступа к большему количеству заказов».
Что касается комиссии, то, по словам пресс-службы организации, она используется для обеспечения бесперебойной работы сервиса, при этом организация стремится максимизировать доход курьеров с помощью динамического ценообразования - доход за каждый выполненный курьером заказ растет в часы повышенного спроса. Кроме того, на сервисе доступна возможность получить чаевые.
Ознакомиться со сводной таблицей, анализирующей итоги инспекции, можно на сайте Профсоюза по ссылке.
Независимый Профсоюз «Новый Труд» продолжит проводить инспекции в сфере платформенной экономики и выявлять, какие сложности или вопросы возникают у самозанятых при работе в той или иной компании, на маркетплейсе или платформе.